Актуальность 21.11 - 28.11.2017, все вакансии от прямого работодателя. Обновление: по субботам с 17-20 часов.

Кто на свете всех милее?

Особенности работы с коллегой-нарциссом

Самовлюбленный сотрудник — беда для коллектива. Он чрезмерно преувеличивает собственную значимость, требует к себе особого отношения и повышенного внимания, манипулирует окружающими и часто подставляет коллег. Все заслуги команды — его, ключевое звено компании — он. Это постоянное «я, я, я!» очень действует на нервы. Как работать с нарциссом? И можно ли его «перевоспитать»?

Угроза для команды

Распознавать нарцисса в коллективе не нужно — он сам об этом объявит. Часто такого индивида видно (и слышно) издалека.

Нарцисс, как говорит Илья Шабшин, психолог-консультант, ведущий специалист Психологического центра на Волхонке, одна из самых заметных фигур в коллективе: на групповых фотографиях он почти всегда в первом ряду, в центре, в красивой позе, с хорошо поставленной улыбкой.

Однако этот «красавчик» способен осложнить жизнь и рабочий процесс как отдельно взятым людям, так и всей команде. Эксперты рассказали, чем чревато для компании наличие в штате чрезмерно самовлюбленного сотрудника.

→ «Такой человек хочет стать лучше в глазах других, но не с помощью длительного и кропотливого труда самосовершенствования, а путем втаптывания других в грязь (чтобы возвыситься за счет их унижения). Он стремится быть в центре внимания и не брезгует никакими способами, включая интриги, манипуляцию, слухи и т. д.», — говорит Хельга Поливанова, психолог психопортала «Эльтуиция»
.
→ «Нарцисс многим неприятен: его эгоцентризм зашкаливает, свои интересы он ставит выше интересов других людей, а порой — и интересов коллектива в целом, свои заслуги преувеличивает, к коллегам, как правило, невнимателен и бесцеремонен, способен на манипуляции и подтасовку фактов», — добавляет Илья Шабшин.

Зачастую такой сотрудник ничего собой не представляет как специалист и снискать уважение начальства не может. Поэтому он и переключается на остальной коллектив, пытаясь получить признание и восхищение. К чему стоит готовиться коллегам нарцисса?

→ «В первую очередь коллегам такого индивида нужно быть готовыми к тому, что их будут "щупать" с целью выявить "слабинку", поскольку коллега-нарцисс вряд ли рискнет самоутверждаться за счет действительно сильного оппонента из-за банального страха быть посаженным в лужу. Как правило, такой человек может выискивать "жертву" — человека, за счет подтрунивания над которым нарцисс будет расти в собственных глазах. Иногда коллега-нарцисс может инициировать коллективную травлю несчастного. Попытки грубого и неумелого манипулирования являются неотъемлемым атрибутом существования этого индивида. Так же, как и интриги», — комментирует Хельга Поливанова.

Дружить или воевать?

Как общаться с таким сотрудником? Объяснение, что нарцисс ведет себя не лучшим образом, чревато скандалами и интригами, направленными на того, кто посмеет указать «звезде» ее место. Совсем не общаться — тоже не самый лучший вариант. Нарцисс может пойти на крайние меры, чтобы привлечь внимание. Возможно, стоит наладить с ним теплые приятельские отношения?

Хельга Поливанова дружить с нарциссами не советует: «Дело в том, что только сильная, зрелая и уверенная в себе личность может, разыгрывая дружбу с нарциссом путем еще более сложной манипуляции, сделать его не просто "не врагом", а своей марионеткой. В противном случае, подпустив такого человека к себе, вы легко можете стать его жертвой. Совсем игнорировать нарцисса — тоже дело рискованное, ведь для подобной личности нет большего оскорбления, чем игнорирование».

Надо сказать, что офис — благодатная среда для нарцисса: есть публика, перед которой можно устраивать показательные выступления. Кроме того, всегда имеются более слабые коллеги, за счет которых подобный сотрудник может самоутвердиться.

Самый лучший способ общения с нарциссами, по мнению Хельги Поливановой, это держаться вежливой дистанции: «С одной стороны, нужно понимать, что такой человек, во-первых, испытывает действительно большие психологические проблемы. Во-вторых, "нарциссы" — к сожалению, часть нашей действительности. С другой стороны, необходимо осознавать, что вы не должны становиться его жертвой даже из благих побуждений».

Воспитательный процесс

Илья Шабшин поделился примером из собственной консультативной практики: «Начальница, измученная выходками подчиненной-нарцисса, которую не было возможности уволить, придумала ей отдельную должность, напечатала красивые визитки и вручила их ей на собрании коллектива. Результат превзошел все ожидания: дефицит внимания и признания был восполнен, сотрудница получила то, чего требовал ее нарциссический характер, вследствие чего она стала намного доброжелательнее и приветливее общаться с коллегами и значительно продуктивнее работать. Ранее этого не удавалось достичь никакими "разборками" и увещеваниями».

Если терпеть выходки нарцисса становится все труднее, стоит попробовать его перевоспитать. Понятно, что прививать взрослому человеку аспекты «правильного» поведения — занятие довольно неблагодарное. Однако воздействовать на нарцисса психологически вполне можно. Эксперты приводят несколько методов нейтрализации самовлюбленного сотрудника.

Метод «доброжелательный»

→ «Нужно максимально объективно посмотреть на нарцисса и увидеть за "шелухой" Личность с ее болью, которая заставляет человека вести себя подобным образом, увидеть Личность с ее достоинствами, откопать эти самые достоинства и после совершенно искренне хвалить человека за их проявление. Это очень трудный путь, потому что это работа и над собой, ведь нужно самому разглядеть в нарциссе не объект неприязни, не "расфуфыренного павлина и полного идиота", а личность», — говорит Хельга Поливанова.
 
→ «Для того чтобы понять, как не злиться на нарцисса и конструктивно с ним общаться, на него надо посмотреть… с любовью. И тогда в нем можно разглядеть маленького мальчика или девочку, очень старающуюся покрасоваться, быть замеченной, получить признание. Такой "расширенный" взгляд на человека, пусть и не вполне бесстрастный, убирает бесполезное раздражение неуемным "выпендрежем" нарцисса», — добавляет Илья Шабшин.

Метод «пряника»

→ «Коллегу-нарцисса можно за что-то похвалить — и тут же обратить внимание на что-то важное, подчеркнуть положительные стороны его работы — и выразить уверенность, что он с блеском исправит недостатки, и т. д. Поручая нарциссу какое-то дело или договариваясь с ним о чем-то, важно, конечно же, подчеркивать его собственную выгоду, то есть ясно показывать, почему ему самому нужно этим заниматься. Причем, что очень важно, выгоды должны быть значимы в системе ценностей нарцисса (иначе ничего не сработает), а для него, как уже говорилось, первостепенное значение имеет внимание и признание людей. Безусловно, никто не отменял значимость материального поощрения, но как раз для нарцисса большим стимулом может быть, например, публично высказанная благодарность», — рекомендует Илья Шабшин.

Метод «кнута»

→ «Этот способ — достаточно грубый. Чтобы его применить, надо иметь весомый авторитет в глазах нарцисса, иначе результат будет плачевен. Нужно твердо (но не агрессивно) сказать, что именно вас не устраивает в поведении коллеги, к каким негативным последствиям это может привести и какие выгоды он получит, если хотя бы чуть-чуть поменяет поведение», — советует Хельга Поливанова.

Плюсы тоже есть!

Нарцисса, несмотря на всю его эксцентричность, можно весьма удачно использовать в деловых целях.

Илья Шабшин говорит, что у людей подобного склада — дар производить хорошее первое впечатление: «Самые яркие (не глубокие по содержанию, а именно яркие) презентации, самые феерические публичные выступления получаются как раз у нарциссов. И грамотный руководитель может использовать эти способности нарцисса на пользу всему коллективу, посылая такого сотрудника на деловые переговоры с новым партнером, поручая ему выступить перед целевой аудиторией, чтобы рассказать об услугах компании, прорекламировать продукт, отчитаться об успехах и т. д.».

Коллега-нарцисс — не самое страшное явление в коллективе. При грамотном подходе с ним вполне можно вести конструктивный диалог и даже эффективно работать.

 



Источник: Тамара Рукосуева Rabota.ru






Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика