Логотип Все на работу

СТАТЬИ В СФЕРЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА

«Требуется консультант…»

    Приходилось ли вам сталкиваться с так называемыми консультантами в современных бутиках, маркетах и прочих местных торговых точках с неместными названиями и потугами организовать торговлю на западный манер? Похоже, эта должность — «продавец-консультант» — стала неотъемлемой частью нашей торговли. Эти люди встречают вас чуть ли не у каждого прилавка и стеллажа с товаром, более или менее навязчиво предлагают свои услуги в выборе покупки.

    «Вам что-то подсказать?..» Не знаю, как вас, а меня этот вопрос как-то напрягает. С завидной повторяемостью он звучит везде, где я хочу спокойно присмотреться к товару на полках, сравнить цены в этом магазинчике с другими предложениями, прикинуть свои возможности оплатить то, что понравилось. И с такой же завидной повторяемостью я не могу найти этого прилипалу-советчика, когда он мне действительно необходим.

    «Скажите, что вы ищете, я помогу!..» Ну нет у вас того, что я ищу; я уже визуально проверила и не нашла эту марку (вина, шампуня, колбасы), а вот название забыла и даже спросить корректно не получается… В таком случае вы можете услышать в спину: «Ходят сюда гулять, сами не знают, чего хотят!..» И ответила бы: «Нет, это ты, мальчик, гуляешь, а я работаю и сюда примотала в поисках того, что мне крайне необходимо, но твой хозяин не счёл нужным это закупить — видимо, невыгодно оказалось»... Но молчу.

    Мальчики (девочки), на взгляд покупателя средней руки, в большинстве своём действительно гуляют: они быстро научаются определять покупательную способность посетителя на глазок и теряют к нему интерес. Они исчезают за полками, пока вы подобострастно ждёте предложенной «помощи», треплются по мобилкам, зависают в каком-то своём астрале в самый разгар оформления покупки — им не до вас. Спасибо, если не окинут презрительным взглядом сразу при входе и не бросят, пробегая мимо: «Весь товар на витрине; не подходит — не морочьте голову».

    Нет, я не утверждаю, что так ведут себя все консультанты. Пару раз мне действительно помогали, даже учитывая то, что прямая задача продавца-консультанта — убедить вас купить хоть что-нибудь, независимо от того, подходит оно вам или нет. Здесь ваши и его интересы скорее противоположны. И всё же в любом случае, даже если товар оказался вам навязан, приятно вспоминать, что с вами говорили вежливо и таки проконсультировали вполне профессионально, — куда приятнее, чем долго помнить обиду: и не купил (или купил), и обхамили, и обманули, и проигнорировали…

    Так что, мальчики, девочки, раз уж вам профессия диктует гулять по многу часов между полками с чужим товаром, делайте это от души и профессионально! Не так, как тот консультант в книжном супермаркете, который на просьбу найти Оскара Уайльда радостно приволок мне Торнтона Уайлдера. (Возможно, он хотел мой кругозор расширить — Уайлдер, между нами говоря, таки писатель покруче; но мне-то до зарезу нужен был в тот момент именно Уайльд!). Или как тот продавец электроники, который вяло всучил мне залежалый отнюдь не дешёвый плеер, да ещё и потратил на оформление чека почти час — звонки приятелей отвлекали минут на 10 три раза подряд… Плеер я вернула, наслушавшись при этом насмешек уже другого работника того же магазина. И ведь он прав: надо было не пожалеть времени и сначала посмотреть, где как обслуживают, а ты, бабка, наивно сунулась в первый же магазин с дутой репутацией, так кто тебе виноват?