Особенности работы с коллегой-нарциссом
Самовлюбленный сотрудник — беда для коллектива. Он чрезмерно преувеличивает собственную значимость, требует к себе особого отношения и повышенного внимания, манипулирует окружающими и часто подставляет коллег. Все заслуги команды — его, ключевое звено компании — он. Это постоянное «я, я, я!» очень действует на нервы. Как работать с нарциссом? И можно ли его «перевоспитать»?
Распознавать нарцисса в коллективе не нужно — он сам об этом объявит. Часто такого индивида видно (и слышно) издалека.
Нарцисс, как говорит Илья Шабшин, психолог-консультант, ведущий специалист Психологического центра на Волхонке, одна из самых заметных фигур в коллективе: на групповых фотографиях он почти всегда в первом ряду, в центре, в красивой позе, с хорошо поставленной улыбкой.
Однако этот «красавчик» способен осложнить жизнь и рабочий процесс как отдельно взятым людям, так и всей команде. Эксперты рассказали, чем чревато для компании наличие в штате чрезмерно самовлюбленного сотрудника.
Зачастую такой сотрудник ничего собой не представляет как специалист и снискать уважение начальства не может. Поэтому он и переключается на остальной коллектив, пытаясь получить признание и восхищение. К чему стоит готовиться коллегам нарцисса?
Как общаться с таким сотрудником? Объяснение, что нарцисс ведет себя не лучшим образом, чревато скандалами и интригами, направленными на того, кто посмеет указать «звезде» ее место. Совсем не общаться — тоже не самый лучший вариант. Нарцисс может пойти на крайние меры, чтобы привлечь внимание. Возможно, стоит наладить с ним теплые приятельские отношения?
Хельга Поливанова дружить с нарциссами не советует: «Дело в том, что только сильная, зрелая и уверенная в себе личность может, разыгрывая дружбу с нарциссом путем еще более сложной манипуляции, сделать его не просто "не врагом", а своей марионеткой. В противном случае, подпустив такого человека к себе, вы легко можете стать его жертвой. Совсем игнорировать нарцисса — тоже дело рискованное, ведь для подобной личности нет большего оскорбления, чем игнорирование».
Надо сказать, что офис — благодатная среда для нарцисса: есть публика, перед которой можно устраивать показательные выступления. Кроме того, всегда имеются более слабые коллеги, за счет которых подобный сотрудник может самоутвердиться.
Самый лучший способ общения с нарциссами, по мнению Хельги Поливановой, это держаться вежливой дистанции: «С одной стороны, нужно понимать, что такой человек, во-первых, испытывает действительно большие психологические проблемы. Во-вторых, "нарциссы" — к сожалению, часть нашей действительности. С другой стороны, необходимо осознавать, что вы не должны становиться его жертвой даже из благих побуждений».
Илья Шабшин поделился примером из собственной консультативной практики: «Начальница, измученная выходками подчиненной-нарцисса, которую не было возможности уволить, придумала ей отдельную должность, напечатала красивые визитки и вручила их ей на собрании коллектива. Результат превзошел все ожидания: дефицит внимания и признания был восполнен, сотрудница получила то, чего требовал ее нарциссический характер, вследствие чего она стала намного доброжелательнее и приветливее общаться с коллегами и значительно продуктивнее работать. Ранее этого не удавалось достичь никакими "разборками" и увещеваниями».
Если терпеть выходки нарцисса становится все труднее, стоит попробовать его перевоспитать. Понятно, что прививать взрослому человеку аспекты «правильного» поведения — занятие довольно неблагодарное. Однако воздействовать на нарцисса психологически вполне можно. Эксперты приводят несколько методов нейтрализации самовлюбленного сотрудника.
Метод «доброжелательный»
Метод «пряника»
Метод «кнута»
Нарцисса, несмотря на всю его эксцентричность, можно весьма удачно использовать в деловых целях.
Илья Шабшин говорит, что у людей подобного склада — дар производить хорошее первое впечатление: «Самые яркие (не глубокие по содержанию, а именно яркие) презентации, самые феерические публичные выступления получаются как раз у нарциссов. И грамотный руководитель может использовать эти способности нарцисса на пользу всему коллективу, посылая такого сотрудника на деловые переговоры с новым партнером, поручая ему выступить перед целевой аудиторией, чтобы рассказать об услугах компании, прорекламировать продукт, отчитаться об успехах и т. д.».
Коллега-нарцисс — не самое страшное явление в коллективе. При грамотном подходе с ним вполне можно вести конструктивный диалог и даже эффективно работать.